В статье о выходе на глиссирование мы упомянули, что во многом успех выхода в этот режим зависит от формы днища судна. В этой статье мы рассмотрим такой его параметр, как килеватность, а также расскажем о его влиянии на движение и ходовые качества.

Глиссирование

Что такое килеватость

Килеватость судна – это форма его днища, соотносимая визуально с двугранным углом. Такого вида угол идет вдоль всего днища.

С помощью килеватости удается добиться того, что, во-первых, существенно снижается так называемый посадочный удар, который неизбежен во время приземления судна на воду. Поэтому на высокой скорости прыжки на волнах становятся намного мягче. Хотя это способствует некоторому росту величины сопротивления воды, но в приемлемых значениях.

Во-вторых, благодаря килеватности повышается маневренность лодки, а скорость при глиссировании увеличивается.

Килеватность судна

Допустимые значения килеватости

Килеватость определяется двумя углами: на транце и миделе. Но для маломерных судов чаще за килеватность берут значение на транце.

Различают два вида килеватости в зависимости от угла:

  • От 10 градусов – значительная килеватость.
  • До 8-10 градусов – небольшая килеватость.

Небольшая килеватость – это меньшая осадка и незначительный крен на поворотах, но существенная рыскливость и серьезные ударные нагрузки применительно к корпусу судна, движущегося на волне. Плоскодонные суда обладают килеватностью в 0°.

Значительная килеватость на транце обусловливает меньшую устойчивость, если ход судна определяется как малый, но создает лучшие условия для глиссирования.

Специально для решения этой дилеммы созданы суда с переменной килеватностью. На низкой скорости они обладают плюсами малого угла, а на глиссировании – большого.

Переменная килеватность

Выбор нужного значения

Приемлемый уровень килеватости подбирается с учетом личных предпочтений и в зависимости от того, какая вода акватории использования судна. Если она соленая, то подойдет судно со значительной килеватостью, а если пресная – небольшого.

Судно с рассматриваемой формой днища – это высокие характеристики мореходства, когда обеспечивается уменьшение сопротивляемости воды, а если килеватость ярко выражена, то это гарантирует эффективное глиссирование.

Также под положительными нюансами рассматриваемого вида лодок следует понимать факт того, что значительная килеватость придает судну лучшую маневренность в момент его входа в непредвиденный поворот. К этому можно добавить специфику поведения самого судна, которое начинает крениться туда, куда совершается поворот, исключая этим вероятность выпадения за борт как людей, так и каких-либо предметов. У судна с плоским дном крен просиходит в противоположную повороту сторону.

Принцип эффективности, создаваемый за счет килеватости, имеет зависимость от физических сил, возникающих во время движения лодки: тяготение, трение, давление, выталкивание. Благодаря килеватости удается уменьшить воздействие этих сил, что улучшает поведение судна, находящегося в режиме глиссирования.