Сегодняшний рынок комплектующих для катеров, яхт и лодок предлагает разнообразные  виды моторных агрегатов. Современные четырехтактные моторы (выше 50 л.с.), больше похожи на двигатели для автомобилей. Без компьютерной диагностики  починить их вряд ли получится. Однако и в новых, и в старых моделях с мощностью до 50 л.с. подобные сложности исключены. В случае если ваше плавсредство оснащено одним из таких ПЛМ, трудностей, воспрепятствующих самостоятельному ремонту, возникать не должно.

Мотор Suzuki

Распространённые причины неполадок подвесных моторов для лодок

Следует начать с того, что причины неисправности могут носить как серьёзный, так и несерьёзный характер. Последний вариант — верный спутник новичков.

Например, новичок может элементарно забыть вставить ключ-стропу аварийного отключения. После чего совершит многочисленные попытки завести мотор. В результате, ему придётся заниматься тщательной просушкой свечей.

Ключ стропа

К той же категории «несерьёзных» относится и закрытый кран подачи топлива, что по неопытности встречается достаточно часто. Так что, если вы не желаете пополнять ряды курьёзных персонажей, прислушивайтесь к рекомендациям бывалых специалистов, и держите при себе инструкцию от ПЛМ. Если пока опыта у вас немного, то всякий раз, пытаясь завести силовой агрегат, заглядывайте в эксплуатационное пособие для подтверждения правильности своих действий.

В свою очередь серьёзные причины возникновения неполадок требуют и серьёзного к ним отношения. В случае численных неудачных попыток запустить лодочный двигатель, первоначально надо выполнить проверку двух систем — электрической и топливной.

Система подачи топлива проверяется довольно просто, путём выкручивания и обследования свечей зажигания. Присутствие следов горючей смеси на электродах свидетельствует о том, что топливо в цилиндр исправно поступает.

Электрическая система проверяется тестом на искрообразование. Для этого нужно повернуть стартер, параллельно приложив к блоку цилиндров резьбу свечи (в народе — замкнуть на массу). В ходе дела неплохо было бы пользоваться резервной свечой. При этом она должна быть не автомобильной, а именно такой, какая указана в паспорте, прилагающемся к мотору. Так вы будете уверены в правильно выставленном зазоре, что позволит судить о нормальном состоянии искрообразования между двумя электродами.

Свеча ПЛМ

Главное, чтобы свеча не потеряла часть искры в промежутке между блоком цилиндров и собственным корпусом. И, разумеется, ключ-стропа должен быть вставлен в положенное место.

По мнению знатоков, в процессе проверки замкнутую свечу лучше не держать за проводной изолятор свечи, а зажать его между любой деталью агрегата и блоком цилиндров.

Что делать, если возникли проблемы с зажиганием

Диагноз — вялость искры. Обычно он является результатом проблем, возникших либо в катушке-магдино, либо в высоковольтной катушке зажигания.

Первая (магдино), скрыта от внешнего обзора под магнитным маховиком. Её функция заключается вырабатывании тока, поступающего в электроблок. Таким образом, происходит заряд конденсатора, разряжающегося с помощью тиристора в определённый момент и передающегося в виде заряда на пусковую катушку.

Магдино

Сами тиристеры — устройства достаточно надёжные и капризничают они в электросистеме крайне редко. Для передачи заряда тиристоры открываются под управлением датчика Холла, установленного возле маховика в виде магнитоуправляемого переключателя.

Вторая — катушка зажигания, расположена с наружной части. Наиболее популярные проблемы, возникающие в катушках, связаны со сгоранием контактов клемм либо обмоточных витков. Наряду с тем, причиной нарушения нормальной работы силового агрегата может послужить и окись, образующаяся на контакте, находящемся во внутренней части колпака свечи. Такое недоразумение никогда не застанет вас врасплох, если в ходе профилактических мероприятий в двигатель (в колпачок), будет регулярно поступать порция специального спрея с антикоррозийным эффектом.

Важно учесть: перед тем, как разбираться с катушками, тщательно проверьте электропроводку на целостность. Вероятно, что там найдётся бракованный контакт!

Чем проводить тестирование катушек

Тестирование катушки-магдино осуществляется мультиметром. Делается это путём отсоединения клемм контактов, ведущих в электроблок и их присоединения к щупам измерительного прибора. Полярность роли не играет, поскольку у магдино ток переменного типа. Для разных модельных вариантов показательные значения отличаются. Потому, на стадии, пока мотор работает в нормальном режиме, их надо зафиксировать.

Чтобы проверить исправность катушки зажигания необходимо измерить сопротивление её обмоток. Его нормальные параметры уточняются заблаговременно. В процессе тестирования убедитесь, что дополнительный резистор в колпачке свечи отсутствует.

Поскольку этот элемент разборке не подлежит, в случае подозрения его неисправности катушку нужно заменить новой.

Если же проблема кроется в электроблоке (что бывает крайне редко), то его тоже надо менять целиком, так как и эта коробка не разбирается. Но имейте в виду, что подозревать блок электрики в неисправности целесообразно только после того, как всё остальное будет проверено.

Как быть, если неисправность коснулась системы подачи топлива

Лодочный мотор может не заводиться из-за проблем, связанных с подачей топлива:

  • В первую очередь надо проверить бак на наличие топлива, как такового. Бывает так, что мотор не заводится потому, что бак попросту пуст.
  • Если топливо есть, но до карбюратора оно не доходит, убедитесь, что воздушный клапан и бензиновый краник открыты. Проверьте, не забиты ли фильтр топлива и суфлирующее отверстие, что находится в пробке (его чистят одномиллиметровой проволокой).
  • В случае, когда поплавковая камера наполнена топливной жидкостью, а мотор отказывается запускаться, либо «отстреливается» в карбюратор — надо проверить жиклёры. Скорее всего, они засорились. Их чистят насосом от велосипеда или мягкой проволокой из меди (но не стальной!). Если проведенные манипуляции не дали желаемого результата, останется только снять карбюратор и освободить все его каналы с помощью мытья и продувки.
  • Бывает так, что лодочный мотор отказывается запускаться из-за переизбытка топлива в картере, в результате чего свечи забрызгиваются топливной жидкостью. В подобной ситуации всё лишнее, что находится в поплавковой камере — сливается. Для этого полностью открывается дроссельная заслонка, а краник бензинового база закрывается. Свечи выворачиваются и насухо протираются, а сам мотор продувается пусковым шнуром несколько раз.
  • Если модель силового агрегата оснащена впускными пластинчатыми клапанами, то причиной отказа завестись может стать их поломка. Устранение сего недостатка предполагает снятие карбюратора и впускного патрубка, извлечение клапанной перегородки и внимательный осмотр. При выявлении поломанных клапанов их следует заменить новыми.
  • И, наконец, мотор лодки может не заводиться по причине проникновения в топливо воды. А иногда в него попадает чересчур много масла. Обычно симптомы сопровождаются редкими хлопками в карбюраторе. Панацеей для хорошего исхода будет полная замена некачественной топливной смеси нормальным топливом.